22:56 ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЭКОНОМИКИ |
ОПУБЛИКОВНО: ВЕСТНИК ТИСБИ. - 2009. - №2. - С. 69-72. ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЭКОНОМИКИ Цынцарь Е.В., аспирант Академии управления «ТИСБИ» Проблема всесторонней
поддержки субъектов малого предпринимательства сегодня очень актуальна, так как
в условиях мирового финансового кризиса государственная политика, направленная
на развитие малого предпринимательства в Российской Федерации, позиционирует
малое предпринимательство как важнейший фактор выхода страны из кризиса, а
также как гарантию занятости и самозанятости населения в условиях роста
освобождения специалистов с крупных предприятий. Вопросы развития малого
предпринимательства, создания благоприятных условий для малого бизнеса являются
приоритетом в деятельности Правительства Российской Федерации. Федеральный закон
Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон) субъекты
малого предпринимательства – организации и физические лица (индивидуальные
предприниматели), классифицированы по двум группам: - первая группа –
микропредприятия (численностью от 1 до 15 человек); - вторая группа – малые
предприятия с численностью персонала от 16 до 100 человек [ [i] ]. Закон устанавливает, что
поддержка субъектов малого предпринимательства включает в себя финансовую,
имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов,
поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их
работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства,
ремесленничества, поддержку субъектов малого предпринимательства,
осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого
предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность [ [ii] ]. Наряду с вышеприведенной
классификацией субъектов малого предпринимательства, отнести предприятия к
данной категории позволяет наличие определенных условий. Во-первых, выручка от
реализации товаров, работ, услуг без учета НДС или балансовая стоимость активов
за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения,
установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории
субъектов малого и среднего предпринимательства. Во-вторых, не более 25% в
уставном капитале юридических лиц должны составлять суммарная доля участия
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и
религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также
юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Согласно законодательству
Российской Федерации, при наличии вышеперечисленных условий обратиться за
помощью может любой субъект малого предпринимательства в заявительном порядке.
Равный доступ к участию в программах поддержки различного (федерального,
регионального, местного) уровня, а также доступность инфраструктуры поддержки
провозглашены основными принципами Закона. Исходя из результатов
исследования аналитики, которая на сегодня является информационно доступной, основной
вид поддержки субъектов малого предпринимательства – это снятие
административных барьеров, имущественная и финансовая поддержка. Антикризисная программа
Российской Федерации содержат комплекс мер, направленных на поддержку
предпринимательской инициативы граждан, максимальное снятие административных
ограничений, связанных с началом собственного дела и финансовые субсидии малому
предпринимательству [ [iii] ]. Но
еще до ее разработки и реализации огромная работа была предпринята по снятию
административных барьеров для развития предпринимательства. В связи с этим особую
актуальность приобретает вступление в силу с 1 июля 2009 г. Федерального закона
о порядке проведения контроля предпринимательской деятельности, в соответствии
с которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской
деятельности 13 видов бизнеса [ [iv] ]. Например, в сферах
предоставления гостиничных услуг и бытовых услуг; услуг общественного питания и
розничной торговле, - а именно в этих сферах большое число предприятий –
субъекты малого предпринимательства, будет легче всего начать собственное дело. Существенно расширить
права субъектов малого предпринимательства поможет принятие разрабатываемого на
протяжении пяти лет закона «О торговле» (рабочее название проекта «Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»),
вероятность появления которого назначается на конец 2009 г. [ [v] ]. В 2008 году были приняты
изменения в законодательство о государственном и муниципальном заказе.
Обеспечение допуска малых и средних предприятий к госзаказу, конкуренция при
размещении госзаказа, по оценкам экспертов, – это триллион рублей в год для
малого бизнеса. Требование об обязательной квоте для малого предпринимательства
теперь распространяется не только на государственных, но и на муниципальных
заказчиков. Квоты на закупки распространяются теперь не только при конкурсном
размещении заказов, но и при проведении аукционов [ [vi] ]. Большой потенциал для
увеличения участия малых компаний в государственном заказе содержится в
развитии электронных аукционах. Именно при таком размещении заказа статистика
показывает наибольшее участие малого предпринимательства. По данным Росстата в
2008 году при аукционах 21% контрактов заключено с субъектами малого
предпринимательства, при конкурсах – только 12%. В 2009 году этот способ
размещения государственного и муниципального заказа на электронном аукционе станет
основным. Кроме стимулирования спроса
на продукцию малого бизнеса, комплекс мер направлен на имущественную поддержку.
Принят федеральный закон, предоставляющий преимущественное право выкупа
помещений в том числе для малых предприятий – арендаторов. Проводится
формирование региональных и муниципальных перечней имущества для предоставления
в аренду субъектам малого предпринимательства. Помещения, включенные в такой
перечень, будут предоставляться на долгосрочной основе и по льготной ставке
аренды [ [vii] ]. Хотя ряд мер принят в
области налогообложения, но в целом законодателю не удалось принять
существенных решений, ослабляющих налоговую нагрузку для малого бизнеса. С 2009
г. расширены возможности применения упрощенной системы налогообложения в виде
патента: ее могут использовать предприниматели, нанимающие до 5 человек, также
перечень видов деятельности для применения патента расширен на ряд
сельскохозяйственных работ, распространен на медицинских работников. Другим важным
направлением поддержки малого предпринимательства является поддержка кредитования.
Проводимый Минэкономразвития мониторинг показывает, что в России снизился темп
роста кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Если за
первое полугодие 2008 года он составил 31,28 %, то за период июль – октябрь
упал до 2,67 %. А за ноябрь-декабрь по 6-ти крупнейшим банкам, кредитующим
малый бизнес, совокупный кредитный портфель упал более чем на 50 млрд. руб. (с
853 млрд. руб. до 795) или на 6%. Одновременно в четвертом квартале 2008 г. средневзвешенная
ставка по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства достигла 20
% (13% на начало года) [ [viii] ]. Малый бизнес в период
кризиса банки перестают кредитовать в первую очередь. Связано это и с нехваткой
залогового обеспечения, и с трудностями в рефинансировании портфеля кредитов,
выданных малому бизнесу, и с традиционно меньшей прозрачностью, более высокими
рисками малого предпринимательства, с трудоемкостью выдачи кредитов. Исходя из
этого, необходимы меры государственной поддержки и стимулирования кредитования. Одной из мер,
предпринимаемой в качестве финансовой поддержки малого предпринимательства
является банкам предоставление банкам длинного ресурса. Длинный ресурс –
субординированный кредит в капитал второго уровня при условии наличия портфеля
кредитов, в том числе кредитов малому бизнесу. При этом осуществляется
оперативный мониторинг объемов средств, направляемых банками на кредитование
субъектов малого бизнеса. Законодательная политика
Российской Федерации сегодня направлена на активное содействие развитию новых
компаний: - предоставление грантов
начинающим предпринимателям (такие программы реализуется только в 12 регионах
Российской Федерации). Это позволит не просто поддержать предпринимательскую
инициативу гражданина, но и будет содействовать созданию новых рабочих мест; - развитие организаций
микрофинансирования – логическое продолжение грантовой поддержки начинающих
предпринимателей. Микрофинансирование – финансовый инструмент, который на
практике способен компенсировать наблюдающееся снижение темпов банковского кредитования
сектора малых компаний. Именно поэтому поддержка таких услуг увеличит
доступность финансовых ресурсов для малого бизнеса (реализуется в 25 регионах). Таким образом,
представленные меры должны позволить обеспечить поддержку субъектов малого предпринимательства
в кризисные времена и создать фундамент успешного развития малого бизнеса на
посткризисное время. [i] Ч. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Официальный текст по состоянию на 11 марта 2009 г. // Консультант-Плюс. – Электрон. дан. [ii] Ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Официальный текст по состоянию на 11 марта 2009 г. // Консультант-Плюс. – Электрон. дан. [iii] Доступность финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса / http://www.bank.ru/pr/985/ 2009-03/11 [iv] Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)». Вступает в силу: 1 июля 2009 г. // http://www.bishelp.ru/zakon/mb/zakonkontrol.php / 2009-03/11 [v] Торговля пока без закона // «Российская Бизнес-газета». – 2009. – №689 / http : // www.rg.ru / 2009/02/10/ [vi] Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». Официальный текст по состоянию на 11 марта 2009 г. // Консультант-Плюс. – Электрон. дан. [vii] Ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Официальный текст по состоянию на 11 марта 2009 г. // Консультант-Плюс. – Электрон. дан. [viii] Доступность финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса / http://www.bank.ru/pr/985/ 2009-03/11 |
|
Всего комментариев: 0 | |