Главная » 2012 » Январь » 14 » НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
22:53
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ОПУБЛИКОВАНО: СБОРНИК ТРУДОВ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ НОУ ВПО АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ ТИСБИ. - КАЗАНЬ: НОУ ВПО ТИСБИ, 2008. - С. 183-188.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Цынцарь Е.В.,

аспирант Академии управления «ТИСБИ»

 

С 1 января 2008 года вступили в силу основные положения нового Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон), создающий новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Этого нормативного акта ждали давно – Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» на практике уже почти не работал.

Малый и средний бизнес занимает существенный сегмент предпринимательских отношений в Российской Федерации и его значение развития малого и среднего предпринимательства для России тоже очевидно:

- этот бизнес играет важнейшую роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям;

- наличие в экономике хорошо развитого сектора малого и среднего бизнеса влечет рост занятости населения, что особенно актуально в условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста структурной безработицы;

- в результате повышения предпринимательской активности населения создается основа для формирования массового среднего класса.

Целью усовершенствования законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства являются формирование нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности, конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства, развитие субъектов среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, увеличение общего количества действующих субъектов малого предпринимательства, развитие самозанятости населения, увеличение доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов путем принятия нового закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Законом, иными нормативно-правовыми актами. [[i]]

Субъектами малого и среднего предпринимательства являются внесенные в Единый государственный реестр юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные к малым предприятиям (в том числе к микропредприятиям) и средним предприятиям.

В новом Законе субъекты малого и среднего предпринимательства классифицированы по трем группам: микропредприятия (численностью до 15-ти человек); малые предприятия с численностью персонала от 16 до 100 человек; третья группа – предприятия среднего бизнеса с числом сотрудников от 101  до 250 человек. До принятия Закона понятие «субъект среднего предпринимательства» законодательно введено не было. [[ii]]

Помимо критерия численности, отнести предприятия к данным категориям позволяет наличие следующих условий: выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства; не более 25% в уставном капитале юридических лиц должны составлять суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. При наличии перечисленных условий обратиться за помощью может любой субъект малого и среднего предпринимательства в заявительном порядке.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, внешнеэкономической деятельности, сельского хозяйства [[iii]].

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (кроме тех, которые занимаются производством и реализацией подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых) будет происходить путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по их обязательствам.

Оказание имущественной поддержки будет осуществляться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной или безвозмездной основе или на льготных условиях, при условии их целевого использования по назначению.

Государство обещает компенсировать документально подтвержденные затраты на оплату консультационных услуг.

В области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров будет предоставлена помощь в виде разработки примерных образовательных программ, учебно-методологической, научно-методической помощи, создании условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства, что звучит, однако, довольно декларативно.

Информационная поддержка будет выражена в создании информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, посредством которых будет происходить оповещение о реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства различного уровня, о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест, об их обороте товаров (работ, услуг), об их финансово-экономическом состоянии, об организациях, образующих инфраструктуру их поддержки, а также информации иного характера (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга и др.

В сфере нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства могут предусматриваться специальные налоговые режимы (упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий), упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности, упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности, льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество и др.

Среди нерешенных проблем законодательного регулирования развития малого и среднего предпринимательства следует назвать и административные барьеры, и отсутствие достаточных статистических данных об объемах деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и их спецификации и др.

В дальнейшем рост числа новых малых и средних предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями будет зависеть от следующих условий:

1. Устранение административных ограничений для развития среднего и малого бизнеса, негативно влияющих на предпринимательский климат. Для этого необходимо ограничение административного вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса необходимо установить на законодательном уровне;

2. Необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего, для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры — вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных  малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства — медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п.;

3. Концентрация финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и вне бюджетных источников по таким приоритетным направлениям, как: создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей; увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что может значительно расширить сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей и др.;

4. Налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента Российской Федерации;

5. Систематизация информации о потребностях малых предприятий в квалифицированных кадрах и реализация программы подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга и менеджмента и знакомых со спецификой малого предпринимательства.

Таким образом, система по реализации наиболее актуальных мероприятий, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства, представляется пятью направлениями:

1) Совершенствование нормативной правовой базы;

2) Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства;

3) Меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые могут включать в себя информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства на основе использования возможностей и координации действий всех информационных сетей, специализирующихся на сборе, накоплении и обработке соответствующей информации и др.;

4) Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства;

5) Развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства.           


[i] Cт. 2  Федерального закона Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»  от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ. Официальный текст по состоянию на 3 марта 2008 г. // Консультант-Плюс. – Электрон. дан.

[ii] Белицкая, А. В поддержку малого и среднего бизнеса / А/ Белицкая // Гарант Интернэшнл : обзор изменений законодательства России. – Электрон. дан. – М. : ООО «ИКК Гарант Интернэшнл». - 15 января 2008 г. – Загл. с экрана.

[iii] Cт. 16  Федерального закона Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»  от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ. Официальный текст по состоянию на 3 марта 2008 г. // Консультант-Плюс. – Электрон. дан.

Просмотров: 3179 | Добавил: SynSara1 | Теги: РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИН | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас, Гость!
Вторник, 26.11.2024